Rating All.BY

Православие сохранило нашу народность

Православие сохранило нашу народность

Беседа нашего корреспондента с архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием состоялась накануне праздника Пасхи. В ней затронуты вопросы духовного возрастания нашего народа на основе Православной христианской веры.

Этот год в жизни православных христиан ознаменован важной юбилейной датой – 1025-летием Крещения Руси. Ваше Высокопреосвященство, что, на Ваш взгляд, принесло принятие христианства для каждого человека, верующего в Господа Иисуса Христетиа, и в целом, для наших народов?

 

– Для каждого отдельного человека принятие христианства, обращение ко Христу– это обращение от тьмы ко свету, от смерти к жизни, ибо Христос Сам свидетельствовал о себе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11; 25–26). О значении же принятия христианства для наших народов лучше всего, наверное, можно сказать словами великого русского писателя Ф. М. Достоевского: «Русский народ весь в Православии. Более в нем и у него ничего нет, да и не надо, потому что Православие – все… Кто не понимает Православия, тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того: тот не может и любить русский народ». Что же касается самого понятия «русскости», то Ф. М. Достоевский очень проницательно заметил, что оно определяется не составом крови, но отношением к Православию.

Православная вера столетиями созидала нравственный облик Руси, формировала ее национальную культуру, укрепляла государственность. Православие сохраняло нашу народность. И ведь Русь – это не просто слово из учебника истории. Русь – это все мы, народы России, Украины и Беларуси, новая историческая общность получившая свое рождение в Киевской купели Крещения. Поэтому празднование 1025-летия Крещения Руси должно быть близко каждому из нас, все мы являемся наследниками исторической Древней Руси.

Преподобный Лаврентий Черниговский говорил, что Россия, Украина и Беларусь все вместе – Святая Русь. И мы не должны забывать об этом. Конечно, не только сейчас, но и в старину на Руси было много неправды. Вспомним, например, о распрях князей, об их коварстве и жестокости по отношению друг к другу, о политических заговорах и предательствах, – все это имело место в исторических судьбах России. Подобно тому, как лики на святых иконах нередко становились едва видны из-под оседавших на них слоев копоти и позднейших поновлений, точно так же и лик Святой Руси порой едва-едва проступал сквозь темные напластования внешней жизни российского общества. Тем не менее, православная вера всегда оставалась духовным сердцем России. И без Православия, без сложившейся на его основе культуры самой России, (а также и Украины, и Беларуси) как таковых просто бы не существовало. Известный русский мыслитель и философ И. А. Ильин писал: «Святая Русь не есть нравственно праведная или совершенная в своей добродетели… это есть правоверная Россия, признающая свою веру главным делом и отличительной особенностью своего земного естества».

 Да любите друг друга

– Каждый православный христианин является прихожанином какого-либо храма, где посещает церковные богослужения, участвует в Таинствах. Каким Вам видится служение современных приходских общин? И есть ли в Полоцкой епархии церковные общины, занимающиеся активной социальной деятельностью, служением ближним?

 – Когда мы говорим о церковной общине, то имеем в виду общность христиан, не только являющихся прихожанами одного храма, регулярно посещающих церковные богослужения, но и проводящих совместно внебогослужебную жизнь, объединенных участием в делах милосердия, помощи ближним во исполнение заповедей Господних. Самым высоким образцом такой жизни и служения для христиан всех времен является первенствующая община Церкви Апостольской, где «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4; 32). Первые христиане стремились во всей полноте и широте исполнить заповедь Христа, преподанную Им Своим ученикам и апостолам на Тайной вечери: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 34–35). Но ведь эта заповедь обращена и к нам. И от нас, христиан XXI столетия, Господь ждет, прежде всего, милости, сочувствия, сострадания по отношению к тем, кто находится близ нас. Поэтому и служение современных христиан, современных приходских общин должно быть, прежде всего, служением любви. Это может быть помощь инвалидам, больным и страждущим, работа с детьми, с молодежью, катехизаторская, информационная, миссионерская деятельность. Сегодня одна из главных задач приходов – объединить верующих людей, в том числе и помимо участия в уставных богослужениях. Православный приход должен стать тем местом, где люди могут обрести опыт любви и опыт единения во Христе.

Если говорить о нашей Полоцкой епархии, то мне особо хотелось бы отметить деятельность прихода Рождества Пресвятой Богородицы г. Глубокое. Священнослужители Рождество-Богородицкого собора окормляют Глубокский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов, социальный детский приют в д. Станули, еженедельно посещают Глубокскую городскую тюрьму, где проводят духовные беседы с заключенными, служат молебны, совершают Таинство Крещения, исповедуют, причащают. На средства прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Глубокской районной больнице организована православная библиотека, открыта молельная комната, где ежедневно дежурит сестра милосердия, которая беседует с больными, помогает им подготовиться к Таинствам исповеди и Святого Причащения. В больницу также еженедельно приезжает приходской священнослужитель. При Глубокском приходе действует воскресная школа, которую посещают около 80 детей. Вот уже в течение девяти лет на базе прихода ежегодно организуется православный летний лагерь, в котором мечтают отдыхать многие школьники. В Рождество-Богородицкий приход, действительно, можно приехать и чему-то поучиться. Вообще же, каждый христианин должен осознать свое место, формы и возможности в деле помощи ближним. Приходя в храм, совершая молитву, человек должен понимать, что он становится ближе не только к Богу, но и к другому человеку, стоящему рядом с ним на молитве и нуждающемуся в его поддержке, любви и сострадании. На мой взгляд, дело социального служения является миссионерским, апостольским долгом каждого христианина.

 Основа христианской жизни

– Вспоминается знаменитое выражение минувших лет «Знание – сила». Как Вы считаете, насколько оно актуально для православного христианина в настоящее время? Нынешний юбилейный год объявлен, кроме того, годом Православной книги. Каким книгам, на Ваш взгляд, христиане должны отдавать предпочтение, изучать, как основу, как фундамент христианской жизни?

 – Святой царь и пророк Давид сказал: «Начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110; 10). Премудрость – это нечто гораздо большее, чем просто знание каких-либо временных понятий и вещей. Премудрость – это ведение Бога и его закона, ведение конечных смыслов бытия мира и человека. И каждый христианин, стремящийся к богообщению, к познанию Истины, должен искать премудрости, приводящей ко Христу, к жизни вечной. Эта премудрость, по слову царя Соломона, «лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Пр. 8; 12).  

Конечно же, приобретение знаний в самых различных областях, таких как наука, искусство, педагогика, политика, общественная жизнь, необходимо христианину, живущему посреди мира. И эти знания не чужды элемента вечности, они могут быть использованы во благо ближнего, во благо Церкви. Главное, чтобы все познания и интересы человека находились в подчинении высшей духовной цели. Человеческое естество пребывает в состоянии идеальной гармонии только тогда, когда все его способности, развитые соразмерно, подчинены вечному духовному бытию.

Очень просто и предельно точно о природе знания и любви сказал апостол Павел: «…мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8; 1). И далее в послании к жителям Коринфа апостол пишет: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13; 2). Поэтому нам необходимо знать: главное, что необходимо каждому разумному человеку – профессору или студенту, ученому или простецу – это стяжание даров Премудрости Божией, обретение способности к высшей любви, жертвенной и бескорыстной, единственной умножающей меру добра в мире людей.

Учиться этой жертвенной любви нужно, прежде всего, из Евангелия – книги самой близкой и дорогой для сердца каждого христианина. Важно, чтобы жизнь Спасителя, Его страдания, Его великие беседы не представлялись нам чем-то чуждым, далеким и давно прошедшим, чтобы мы переживали их как соприсносущные нам в данной обстановке, в данную минуту. Христос сошел на землю, Превечное Слово стало плотию, и этот реальный факт касается каждого из нас точно так же, как касался непосредственных слушателей проповеди Господа.

Святое Евангелие и послания апостольские по одной-две главы необходимо читать ежедневно. Новый Завет – это книга, по которой мы обязаны выверять каждое свое помышление, каждый шаг и поступок. «Куда бы ты ни шел, всегда имей перед глазами Господа; что бы ты ни делал, имей на это свидетельство Священного Писания», – говорил преподобный Антоний Великий.

Помимо Нового Завета необходимо читать жития и творения святых отцов. Святые отцы учат нас, как приступать к Евангелию, как правильно понимать его. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что беседа и общество ближних очень действуют на человека. Так, например, беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с путешественником – много познаний о странах, нравах и обычаях народов. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщает святость. И если мы хотим принадлежать к обществу святых на небе, быть участниками их блаженства в будущей жизни, то мы должны уже здесь на земле вступить в общение с ними. И тогда по нашем выходе из храмины тела, они примут нас к себе, как своих знакомых, своих друзей.

 

В рамках юбилейных торжеств

– Юбилейный год, как правило, насыщен многими интересными событиями. Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, чем будет он знаменателен для жителей нашего региона.

 

– 1025-летие Крещения Руси будет масштабно отмечаться в столицах трех восточнославянских государств: России, Украины и Беларуси. Начавшись в Москве, торжества продолжатся в Киеве и затем завершатся в Минске. Подготовкой к ним на международном уровне занимается Церковно-общественный организационный комитет, первое заседание которого под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось 27 марта 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве. В Полоцком епархиальном управлении первое собрание оргкомитета по вопросам проведения юбилейных торжеств состоялось 9 апреля нынешнего года, тогда же была сформирована рабочая группа, ответственная за подготовку мероприятий, посвященных 1025-летию крещения Руси, на местном уровне. В рамках юбилейных торжеств в Полоцкой епархии будут совершены праздничные соборные богослужения, крестные ходы. Совместно с властями региона епархия планирует проведение открытой городской конференции с участием гостей из России, семинаров, круглых столов в стенах учебных заведений Полоцка и Новополоцка. Будут организовываться слеты православной молодежи, концерты духовной музыки, литературно-музыкальные и творческие встречи. Знаменательным событием для жителей региона станет торжественное богослужение в Софийском соборе, бывшем некогда кафедральным храмом Полоцка, являвшемся важным средоточием не только религиозной, но и общественно-политической жизни города.

 

Ситуация кардинально изменилась

Наше время можно назвать просто – «лето Господне благоприятно». Какие события в жизни Полоцкой епархии особенно радуют Вас, дают надежду на будущее?

 

– Нынешнее время и нынешняя историческая ситуация, действительно, уникальны. Вот уже более двадцати лет, как Церковь в нашем государстве обрела внешнюю свободу для осуществления своей миссии. И если в годы советской власти Церковь была насильственно отторгнута от народной жизни, не могла открыто совершать свое просветительское и социальное служение, то сегодня мы видим иное. В дни церковных праздников православные храмы переполнены молящимися. Причем, контингент прихожан обновился полностью, паства очень помолодела. Еще лет двадцать-тридцать назад на службах, в основном, стояли люди пожилые, прихожан среднего возраста было мало, а молодых не было вовсе. Сегодня же ситуация кардинально изменилась. В связи с этим в нашей епархии возникла необходимость создания дополнительной структуры – отдела по работе с молодежью. Ведь молодежь требует особого пастырского попечения. В 2008 году мы получили приглашение к сотрудничеству и участию в реализации перспективного международного проекта «Содружество православной молодежи». И в настоящее время молодежное движение Полоцкой епархии ежегодно представляет Беларусь на съездах «Содружества». Шестой этап Международного съезда, запланированный на июль-август 2013 года, будет проходить в рамках празднования 400-летия Дома Романовых. В нем также примут участие представители нашей епархии.

Хотелось бы сказать еще и о том, что в связи с подписанием договора о сотрудничестве Министерства образования Республики Беларусь с Белорусской Православной Церковью сегодня проповедь Слова Божия уже звучит в школах, гимназиях, средних специальных и высших учебных заведениях. Все чаще можно увидеть священнослужителей на предприятиях, в тюрьмах, в больницах. Священник благословляет учащихся перед началом учебного года, благословляет призывников в армию. Церковные книжные лавки имеются в каждом храме, а православные киоски с широким ассортиментом духовной литературы – во многих крупных магазинах больших городов. Можно ли было это себе представить еще лет двадцать-тридцать назад?

Вспоминается один случай, происшедший в годы советской власти, описанный митрополитом Питиримом (Нечаевым) в его книге «Русь уходящая». Митрополит Питирим (тогда еще – иподиакон Константин) и его друзья – будущий архимандрит Пимен (Хмелевский) и Леонид Остапов, посетили Московскую академию художеств, где экспонировалась выставка полотен художника Корина «Русь уходящая». Они ходили и смотрели картины, а за ними следовал целый хвост народа, и было слышно, как говорили: «Вон, “Уходящая Русь” ходит!». Когда иподиакон Константин и его спутники стали спускаться по лестнице, то за спиной послышалось: «Ну, “Уходящая Русь” совсем уходит!». Тогда отец Пимен поднял голову и громко проговорил: «А мы еще вернемся!»…

А вот фрагмент разговора между верующими и неверующими, записанный одним священнослужителем:

– Мы проехали полстраны и увидели опустевшие деревни и развращенные города, и Святой Руси нигде не нашли…

- Вы знаете, а мы сразу попали в храм, на Божественную Литургию, и во время Херувимской, заглянув в лица молящихся, поняли – Святая Русь жива… и она в душах и сердцах верующих людей.


Беседовала Ольга Говейнович.

© Полоцкая епархия 2018 год.
При использовании материалов ссылка на сайт Полоцкой епархии обязательна