Rating All.BY

Свет веры Христовой

Свет веры Христовой

 

29 июля в Минске пройдут торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси. В этот день в столицу Беларуси ожидается приезд Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 29 июля в центре белорусской столицы Предстоятель Русской Православной Церкви и главы Поместных Православных Церквей отслужат Литургию под открытым небом, которая, предположительно, соберет около 10 тыс. человек.

Молиться вместе с Патриархом на этом Богослужении будут также верующие из Полоцкой епархии, частью которой является и Новополоцк. С 1997 года Полоцкую епископскую кафедру возглавляет архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Юбилейная дата 1025-летия Крещения Руси стала информационным поводом для встречи с правящим архиереем Полоцкой епархии. Во время беседы ключевым стал вопрос: «Как событие минувших лет отражается на нашей жизнедеятельности сегодня?»

- Здравствуйте, Владыка Феодосий. Предлагаю вам построить беседу следующим образом. Начать от общего понимания христианства и прийти к частному, личному восприятию христианских заповедей. Первый вопрос из ряда глобальных, философских. Скажите, в чём состоит значение Крещения Руси для нас, сегодня живущих?

- Известный историк академик Борис Греков сказал, что именно с Крещения Руси мы можем начинать отсчет нашей государственности, нашего образования, нашей культуры и нашей духовности. Эти слова имеют прямое отношение к нашей белорусской земле, ибо спустя четыре года после Крещения Руси, в 992 году, на полоччине была уже Полоцкая православная епархия. 992 год – это уже начало Белорусской Церкви!

Святая вера Христова пришла на нашу землю и принесла многочисленные, спасительные, созидательные плоды для всей нашей страны и всей нашей нации. Сразу же после принятия христианства начинают строиться храмы и монастыри – первые очаги белорусского просвещения, белорусской науки и культуры. В Беларуси сохранилась древняя Спасо-Пребораженская церковь (XII век – прим. ред.). Поэтому плоды Крещения мы можем исчислять по нашей отечественной истории.

Мы знаем, что даже наш язык восходит к Церкви, ибо современные восточнославянские языки получили свое начало от святых братьев-просветителей Кирилла и Мефодия. В те времена появилась первая письменность в нашей стране, и отсюда, можно сказать, началось развитие нашей нации, ибо без письменности не может быть цивилизованной нации. И эта письменность пришла к нам вместе с Крещением. Святые равноапостольные учителя нам дали свой алфавит, свою азбуку, которая стала называться кириллицей и глаголицей. Глаголицу восприняли западные славяне, а кириллицу – восточные: русские, белорусы и другие славянские народы.

Наша культура выросла и создалась на почве нашей веры и нашего просвещения. В этом году праздновалось 840-летие с момента преставления преподобной Евфросинии Полоцкой. Уже в XII веке на нашей земле забил мощный источник белорусского образования, культуры, общественной жизни и христианского благоустроения. Преподобная матерь наша Евфросиния сегодня почитается в числе великих святых, угодивших Богу. Она была родоначальницей белорусского благочестия и святости. Преподобная, будучи образованнейшим человеком своей эпохи, переписывала и распространяла книги, основала первое учебное заведение в нашей стране, строила храмы, которые стали первоосновой церковного зодчества в восточнославянских странах. Она построила Спасо-Преображенскую церковь, которая в настоящее время является памятником архитектуры и живописи мирового значения (сегодня в Спасо-Преображенском храме полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря реставраторы открывают фрески XII века – прим. ред.). Преподобная положила начало изобразительному искусству в нашей стране.

К Преподобной приходили люди разных сословий и возраста. Она принимала юношей и девиц, она беседовала с князьями, убеленными сединами, она общалась с богатыми и бедными. Всяк люд человеческий приходил к ней за помощью, советом и за духовным наставлением. Кроме того, преподобная Евфросиния принесла на алтарь своего Отечества большой дар государственного строительства: она сумела оградить свой народ от войны, распрей и раздора, примирив Полоцк с древним Киевом. До Преподобной эти города враждовали, разоряли друг друга. Но она сумела воздействовать на князей так, что Полоцк и Киев стали друзьями.

Главное – Православие принесло свет веры Христовой, который просвещает каждого человека, грядущего в мир. Этот свет просвещает разум и сердце человека добром, милосердием, любовью. Христианство сумело воспитать на нашей земле боголюбивый, честный, трудолюбивый, милосердный и мужественный народ. И этот народ прошёл через сотни и тысячу лет своей истории, сохранив свою культуру, свою веру, своё самосознание и свою страну.

Мы можем сказать, что сохранив православную веру, мы сохранили и себя, и высоту своей морали, и высоту своего интеллекта, и своей культуры. Вот это самые великие плоды Крещения Руси на нашей земле.

- Для Церкви годы гонений во время советской власти прошли. Сегодня священнослужители могут открыто говорить о христианской истине. Мало того, одним из основных элементов идеологии Республики Беларусь является христианство. Православная Церковь взаимодействует с государственными организациями, подписаны с Министерствами и разными ведомствами договора о сотрудничестве, реализуются разные совместные программы. Благодаря деятельности двух православных новополоцких приходов в молодом Новополоцке, в промышленном центре уже заложены духовные традиции. Однако проблемы в обществе не уменьшаются. Понятно, что Церковь не отстраняется от них. С вашей стороны уделяется внимание таким вопросам, как социальное сиротство, пьянство, алкоголизм, наркомания, преступность… Список можно продолжать. Но какую опору Церковь может дать людям и успешным, и тем, кто стоит на краю «пропасти»?

- Миссия Церкви – помочь народу, нашему обществу выстоять в испытаниях. Мы участвуем во всех перечисленных вами проблематических сферах. Но я считаю, что решение этого вопроса стоит намного глубже. Если говорить о нашем участии – где-то можем помочь, где-то – нет. Это участие в решении проблем по мере наших сил. Но главное не в этом. Решение всех проблем кроется в воссоздании мировоззрения нашего народа, в восстановлении царственного ума. Народная мудрость гласит: «Ум - всему голова». Вот он-то и прокладывает дорогу для себя, для семьи и для общества в будущее. Пока в голове не наведётся порядок – ничего хорошего не будет. Когда сумбур, хаос в голове – и во внешней жизни не будет порядка. А христианское мировоззрение уникально. Оно дисциплинирует и стимулирует всё доброе, святое, организующее, стабилизирующее и созидающее. Это мировоззрение христианина. Есть Бог-Творец неба и земли, всего видимого и невидимого. Бог создал нас с вами, Бог дал нам инструкцию, по которой мы должны жить и поступать для того, чтобы хорошо было мне, тебе, народу и всей земле. Очень просто. Ведь когда мы создаем прибор, аппаратуру, мы обязательно получаем инструкцию по использованию. И Бог дал нам инструкцию: слово Божие, заповеди Евангелия. Когда человек принимает Бога, Его кодекс жизни и норм, создаётся уникальное общество. Стройное. Дисциплинированное. Создаётся радостная жизнь народа.

Сегодня мышление человека перевернуто. У него забрали Бога, а если отнять Бога – значит, отнять всё. Бога нет, - писал Фёдор Достоевский – всё дозволено. Множество проблем разрешится тогда, когда ум человека будет поставлен на место, когда он поймет, что жизнь ему даётся однажды, что исчезнуть из жизни он уже никогда не сможет. Церковь ставит на место человеческое мировоззрение, она всё объясняет. Один раз усвоив всё это человек избирает свой жизненный путь: трезвый, здоровый и ответственный.

- Иными словами, человек должен преодолеть кризис своей души, в человеке должно пробудиться самосознание? Но ведь христианскую истину он может принять только сам, полноценно осознав её…

- Меня всегда поражает одна фраза Спасителя, которую Он однажды сказал, и она осталась в Евангелии для всех поколений: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Выравнивается жизнь в двух плоскостях зла и добра. Зло прекращается, добро усиливается. Вот фраза Христа. Она может установить на земле полнейший общественный порядок. А мы следуем этой заповеди? Нет. А кто виноват? Вам же всё дано. Но мы даже не заставляем себя узнать: «Что Христос нам оставил? К чему Он призывает? Что Он заповедовал?» Нам лень. Недосуг. Есть более важные вещи, такие как интернет, телевидение, есть лёгкие книжонки, есть домашние заботы. Вот самое главное, самое глобально воздействующее на душу. Человека-личность, семью, общество мы оставляем в стороне. И в конечном итоге мы приходим к полному краху. Сейчас веют ветры потребления. Воспитывается потребительское общество. И эта психология проникает уже в наши православные страны.

Психология потребления губительна и самоуничтожающа. Человек, который живёт только ради себя, – эгоист. Он подрывает социальные совершенные устои нации. И этим обрушивается всё здание. А вот наш народ никогда не жил по этим принципам. Он жил ради страны, ради народа, ради ближнего, и этим мы живём уже тысячу лет. Мы всё претерпели: и войны, и оккупации, и интервенции, и голод, и разруху. Но мы выжили, мы выстояли, потому что у нас был стержень духовный, созидающий. И мы сейчас – завидная страна для многих. Хоть и не богатая. Но мы, на зависть другим, живём в стабильных условиях только потому, что сохранили вот этот духовный стержень. Не стержень потребления, а стержень патриотизма, самоотдачи, милосердия, внимания к ближнему.

- Размышляя об общем, мы, наконец-таки, подошли к частному. Люди составляют государство. Граждане страны, как правило, растут и воспитываются в семье. Фундаментом любого государства можно назвать благонадёжную семью. Какой христианской добродетели, по вашему мнению, должна придерживаться семья и все, кто в ней живёт?

- Главная добродетель – верность. Обоснование этой добродетели мы находим в источнике всякой мудрости и руководстве земного и небесного – в Святом Евангелии. Господь сказал: «Верный в малом – верен во многом, неверный в малом – неверен и во многом». С тех пор каждая личность человека определяет себя по отношению к этой добродетели. Что такое верность? Это глубина характера человека. Верность – это чистота и обширность сердца человека. Верность – это сила воли человека, которая сохраняет его от всего ложного, злого и направляет на путь добра и созидания человека.

Известный русский философ Иван Ильин определяет верность как дар Божий. «Это особая духовная сила», - пишет он. Верность – это Божие благословение. И наш древний и святой народ был искони причастен к этой божественной добродетели – верности. Благодаря этой добродетели, мы с вами стоим на этой земле и живём в независимой и стабильной, доброй и благополучной стране.

Кроме этого, верность – это и служебный долг. Поэтому в армии существует присяга на верность. В области юриспруденции судьи приносят присягу на верность, а не на ложь. И медики с давних времен приносили клятву Гиппократа, а в наше время советские врачи также давали клятву. Это уже юридические обоснования, которые требуют от нас верности, и без этого не может строиться, жить и процветать любое государство на земле. Граждане должны соблюсти верность руководству страны, своему народу, своей истории и вере. И, наконец, мы доходим до самого близкого каждому из вас вопросу: верность и семья. Это, пожалуй, неразделимые понятия и действа. Семья и верность – это одно и то же. Не может быть семьи без верности. А верность – это столп и основание семьи.

Церковная история повествует о жизни княжеской четы благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Эти святые угодники показали нам, как хранить на протяжении жизни верность, чтобы сохранить семью, общество и государство. Ибо семья – это основание государства.

Что происходит в нашей современной жизни? Встречаются молодые люди. Они нравятся друг другу, они любят друг друга, вступают в брак, а потом, оказывается, первые чувства прошли, и начинается житейская проза. И вот это самое сильное испытание верности. Денег не хватает, условия жизни не такие, как у других. Это первое испытание. Второе – разные характеры. И третье. Часто встречаются люди более красивые, более знатные, чем мой супруг или моя супруга. И здесь надо включить рычаги верности. Вы не имеете права пред Богом и страной нарушать верность своему супругу или супруге! Браки совершаются на небесах. И вы никогда не построите счастье на чужом горе, на безотцовщине. Проблема всех стран Содружества Независимых Государств – это безотцовщина. Это мимолётные браки, которым нет конца. Сначала изменил или изменила первому браку, потом второму, потому третьему, и так до бесконечности. А сзади остаются дети бесхозные, голодные, без отца и матери. И этих детей берёт на своё содержание наше государство, которое заботится о народе и обо всех нас. Но детский дом или приёмные семьи никогда не заменят отца и мать. И каждый из вас в ответе пред Богом за то потомство, которое оставил на земле. Вы обязаны вскормить, одеть, обуть и воспитать граждан своей страны. А ваша любовь – вторая, пятая, десятая – это искушение. Это измена Богу, семье, и народу. В Церкви брак свят. И когда «мужчина-женщина», «девушка-парень» решают венчаться, они должны хорошо задуматься. Они дают клятву Богу. В былые времена (мы знаем из истории) декабристов лишали жизни, сажали в тюрьмы, а жёны или ехали с ними в Сибирь на всю жизнь, или оставались в Петербурге, сохранив верность первому браку.

И если за нарушение клятвы в армии в мирное время сажают за решетку, в военное время расстреливают. И не думайте, что тот обет, который вы нарушили после венчания, не пройдёт для вас бесследно в жизни временной и в жизни вечной. Нарушенная клятва всегда обрушится на вашу голову и вашу душу в своё время. Вы получите наказание Божие. Будьте очень внимательны к себе. Верность – это от Бога. Верность – это то, что созидает общество. Верность – это то, на чём держится государство. И в наше время разгула страстей, анархии, так называемой свободы, а это не есть свобода, это анархия и беспредел, этот вопрос очень актуален.

Где же истоки нашей верности? Оглянемся на нашу историю. В начале XX века статистика в одной из центральных губерний России была такова: в год один развод. Это по статистике, которая записана в документах. Сколько разводов в год в современной губернии? По статистике не менее половины, вступающих в брак разводятся. Что это такое? Это распад души человеческой. Это измена верности. Это очень серьёзный симптом общественной болезни – распад семьи. Откуда же быть верности? Смотрим дальше. В той же России, когда в год был один развод, в каждом селе был храм. В каждом городе, на каждой улице был храм. И вера была основой верности. Поэтому и статистика такая изумительная. Поэтому такая была крепкая семья, что весь народ был глубоковерующим, был верен Богу, государству и своей семье.

Уважаемые читатели. Мы живём на благоденственной земле и в благополучной стране, значит у нас, в корнях наших, в наших сердцах живёт верность добру, семейному и государственному долгу, Богу. Значит, Господь хранит нашу страну и нас с вами. И мы должны в ответ на эту милость умножить и свою веру, и свою верность Богу, государству, своей семье. И там, где эти камни разбросаны – пора их собирать, чтобы создать стройное здание страны, государства и своей семьи. Аминь. 

По материалам «Новой газеты», г.Новополоцк. Фото Николая Авсеева. http://novaya.by/

© Полоцкая епархия 2018 год.
При использовании материалов ссылка на сайт Полоцкой епархии обязательна